четверг, 9 февраля 2012 г.

...о компромиссе

«Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов».
(Клод Гельвеций)
Что такое компромисс? Обратимся к словарю.
Википедия отвечает: «Компроми́сс — понятие из области этики, права — разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок».
Толковый словарь С.И. Ожегова: «КОМПРОМИ́СС, -а, м. Соглашение на основе взаимных уступок».
Толковый словарь Ушакова: «Соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-н. интересов, стремлений».
И так далее везде можно увидеть, что постоянная составляющая значения этого слова – уступки.
Итак, компромисс содержит внутри себя обязательные уступки.
Что еще мы знаем о компромиссе?

«Компромисс - работа над тем, чтобы в какой-то степени удовлетворить интересы каждой из сторон, поиск приемлемых, а не оптимальных решений, чтобы не оказалось не победителей не проигравших», уверенно сообщают нам профессионалы консалтинговых компаний.
«Компромисс – это благо для бизнеса» - говорят нам известные бизнес-тренеры.
«Поиск компромисса — это всегда уступки», считают опытные переговорщики.
Что еще?
«Без компромисса общение невозможно». «Разрешение любого конфликта невозможно без разумного компромисса между основными сторонами». «Бизнес строится на компромиссах». И даже «…мира без компромисса быть не может».
Человек, идущий на компромисс, думает, что "жить в обществе и быть свободным от общества - нельзя".
Таким образом, многие профессионалы, мастера бизнеса, опытные консалтеры и мудрые коучи, просто специалисты, менеджеры, продажники и тренеры, да и все вокруг уверены в том, что для успеха в том или ином деле, при необходимости, обязательно нужно идти на уступки. Мало того, они призывают к компромиссу, считая его панацеей для разрешения вопросов в сложных взаимоотношениях и конфликтных ситуациях.
Давайте поразмышляем на тему о том, действительно ли так хорош компромисс и действительно ли без него невозможно обойтись. Для начала попробуем понять, что происходит с человеком, который идет на компромисс, что он в этот момент чувствует и к чему это в итоге приводит.
Компромисс возникает тогда, когда человек не желая что-то делать, все равно это делает. Он соглашается на меньшее и худшее для себя. Почему? Потому что хочет быть хорошим, своим, выглядеть правильным в глазах общественности, своих друзей, своего начальства.
Итак, не хотел делать, но сделал и ущемил себя.
Не хотел ехать, но поехал, а затем сожалел.
Не хотел уступать, но уступил, а потом злился на себя.
Не хотел обещать скидку, но пообещал.
Не хотел отдавать бесплатно, но отдал.
И так до бесконечности, все больше убеждаясь в своей несостоятельности.
«Посмотрите на меня, я сделал как принято, как вы хотели, я старался для вас, для всех, я хороший», – именно так думает человек, оправдывая себя за то, что пошел на уступки чужим желаниям. При этом он наплевал на себя, свои собственные желания, свои личные цели (если, конечно, они у него есть).
Вспомним свои чувства, когда мы уступаем место в транспорте, не желая этого делать. Чувства злости (на тех, кому уступили) и одновременно стыда (за то, что злюсь, и за то, что вообще сел на это место) и, конечно же, чувство разочарования.
А в бизнесе, как часто люди идут на компромисс, соглашаясь при этом на невыгодные для себя условия ради призрачной репутации, желаемого сохранения максимума клиентов и даже назло конкуренту. А что в итоге? Репутации - ноль, клиент все равно ушел, конкурент процветает, а бизнес трещит по швам.
Бывают и другие примеры компромисса, компромисса с самим собой.
Не позволить себе отдых в течение года из-за кажущейся чрезмерной занятости.
Не купить себе предмет одежды, о котором мечтал по причине ее кажущейся дороговизны.
Не выбрать для себя лучшее место в кинозале, в театре, а сесть где-нибудь с краю.
Не пытаться искать возможности, а продолжать жить оправданиями.
Компромисс с самим собой сильнее всего влияет на результаты жизни каждого человека. Он ведет к постоянному чувству вины (потому что, уступая себе в чем бы то ни было, человек соглашается с тем, что он не способен на большее), к неуверенности в себе и как результат этого неуверенности в своем окружении, к регулярным разочарованиям от собственной низкосортности, неудовлетворенности от неоправданных надежд и мечтаний.
Компромисс всегда сопряжен с внутренним дискомфортом, он всегда нарушает внутреннее равновесие и гармонию человека. В его основе заложен скрытый конфликт, который накапливаясь, обязательно прорвется наружу. Идя на компромисс, внешне человек соглашается уступить, но внутренне он сопротивляется и подавляет это в себе и чем больше давление, тем хуже он себя чувствует.
А теперь представим себе жизнь без компромиссов! Скажем НЕТ уступкам и ущемлению! Теперь новая жизнь, новые чувства спокойствия, удовлетворения собой и окружающими, потому что теперь нет внутреннего конфликта.
Но как теперь быть? Как же общаться с людьми? А если они с нами не согласны? А если настаивают на своем? А если я привык жить в рамках (в рамках пользования малым, худшим и дешевым), и боюсь выйти за их пределы?
Первое что нужно сделать – это захотеть. Захотеть не сдаться на милость людей, внешних обстоятельств или своим прежним убеждениям, захотеть измениться и самоутвердиться. Без желания, инерция загонит все обратно, потому что любая система, которая живет уже достаточно долгое время, стремится к покою. А дальше начинать тренировать себя, устраняя все компромиссы с собой, начиная с малого и, казалось бы, незначительного, но являющегося основой для будущих кардинальных изменений в отношении к себе.
А что же делать в переговорах? Как удовлетворить интересы каждого?
Существует принцип, который определяет успех любых переговоров. Этот принцип насколько прост и настолько эффективен, что знание бесконечного множества хитростей и уловок в области продаж и наличие умения правильно «вести» клиента, используя самые современные методы влияния и манипуляций, не дадут более качественного и точного результата.
Этот принцип позволяет с легкостью находить оптимальные решения, не нарушая прав сторон и не ущемляя каждого их них. Более того, он является своеобразным регулятором (или даже катализатором) качества оппонента, показывая истинные мотивы его действий, обещаний и убеждений.
 В основе этого принципа лежит наличие общей цели для всех заинтересованных лиц. Если цель общая, компромисс не нужен, потому что всегда найдется решение, которое устроит всех, и при этом никого не ущемит. Если такое решение не находится, значит у кого-то  из сторон, есть скрытая цель, которую он не озвучил и которая не является общей для всех. Умелое использование этого принципа обеспечит разрешение любой ситуации, связанной с согласованием общих интересов, заключением контракта и построением любых отношений.

Жизнь без компромисса не только возможна, но и полезна, как себе, так и окружающим J

Комментариев нет:

Отправить комментарий